Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные процессы в экономике приводят к изменениям в подходах к управлению человеческим ресурсами организации. Высокая подвижность рынка труда, структурные изменения в организациях приводят к необходимости постоянного подбора персонала, осуществления кадровых перестановок внутри организации. Появление новых сотрудников, в большинстве случаев, влияет на качество работы организации в целом и ее структурных подразделений, так как на рабочее место приходят люди с различным профессиональным опытом, своим взглядом на методы работы, имеющие различные цели и ценности, которые могут отличаться от принятых в организации .
Начальный этап работы нового сотрудника на новом месте всегда сопровождается определенными трудностями: недостаточная ориентация в новой рабочей ситуации, возникновение стресса, неуверенности, боязнь не оправдать ожидания руководства организации. Это обусловлено тем, что новому работнику требуется время для изучения структуры организации, специфики своих должностных обязанностей, освоения корпоративной культуры, налаживания отношений в коллективе. Для того чтобы данный процесс происходил эффективнее, в компаниях ведется работа по организации системы адаптации персонала.
В современных условиях, увеличивается роль адаптации персонала. Для того чтобы как можно больше добиться успехов среди конкурентов, работодатель должен подходить к деятельности, связанной с персоналом, максимально компетентно. Основная цель адаптации персонала - обеспечение наиболее легкого вхождения новых работников в уже сформировавшийся коллектив, а, следовательно, чем быстрее новый работник будет чувствовать себя увереннее новом коллективе, тем быстрее и успешнее он будет выполнять поставленные руководством задачи, а значит, уровень конкурентоспособности и прибыли предприятия будет повышаться.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования вопросов адаптации персонала и включения ее в систему управления персоналом.
Целью данной работы является рассмотрение сущности адаптации персонала.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и цели адаптации;
- описать виды адаптации;
- проанализировать этапы адаптации;
- изучить современные методы адаптации;
- описать адаптацию персонала в зарубежных и российских компаниях.
Объектом исследования является процесс адаптации персонала.
Предметом – сущность, цели и этапы процесса современных методов адаптации персонала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие и цели адаптации
Термин «адаптация» используется во многих областях знаний. При этом общий взгляд ученых на понятие адаптации персонала отсутствует. Большинство специалистов в области управления персоналом под адаптацией понимают приспособление нового работника к организации. Зарубежные исследователи процесс адаптации рассматривают как одну из стадий организационной социализации. Также существует мнение, что адаптация тождественна введению нового сотрудника в должность, коллектив. Анализ научной литературы позволяет выделить два основных подхода к формированию понятия «адаптация» . Адаптацию рассматривают как процедуру приспособления работника к новым для него условиям функционирования в профессиональной среде. Определяющим здесь являются понятия: изменившаяся среда; новая профессиональная среда
Встречный процесс приспособления работника и организации, при котором происходит профессиональная и социальная ориентация работника; включение работника в новую для него организацию и производственный процесс; освоение работником профессиональных и социальных функций.
Следует отметить, что при разности подходов к пониманию адаптации, в них есть общее - адаптация понимается как процесс. Рассмотренные подходы указывают на неоднозначность данного процесса, а также на сложность формулировки единого определения понятия «адаптация персонала». Наиболее точным и лаконичным пониманием процесса адаптации является определение, предложенное А.Я. Кибановым: Адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда . Автор в данном определении подчеркивает взаимность процесса адаптации нового сотрудника к организации и организации к новому сотруднику. С одной стороны, в контексте данного определения, А.Я. Кибанов отмечает, что работник включается в производственную среду со своими ценностными ориентирами, нормами, требованиями к условиям трудовой и организационной деятельности; с другой стороны выступают условия, к которым приспособляется человек, характеризующиеся сложившимися корпоративными принципами, характеристиками условий трудовой деятельности (заработная плата, условия труда, условия профессионального роста и т.д.) и иные аспекты, которые должен выполнять адаптант .
Итак, адаптацию можно охарактеризовать как взаимоприспособление организации и работника, основой которого является постепенная врабатываемость работника в новые организационно-экономические, социальные и профессиональные условия труда .
Цель любой программы адаптации - повысить эффективность системы адаптации персонала в организации.
Основные задачи процесса адаптации :
- снижение расходов, связанных с низкой эффективностью работы нового сотрудника в начале;
- снижение высокой тревожности и неуверенности в себе, которые испытывает человек, попадая в новый коллектив;
- сокращение текучести кадров вследствие того, что новые работники не смогли своевременно освоиться в организации, и они могут отреагировать на это увольнением;
- экономия рабочего времени непосредственного руководителя, а также коллег по работе, поскольку быстро адаптировавшийся работник не требует постоянной помощи в работе;
- появление у работника интереса к новой работе, повышение степени удовлетворенности трудом. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.
Адаптация персонала имеет сложную структуру (Рисунок 1) .
Рассмотрим условия, определяющие необходимость применения адаптации персонала на различных уровнях :
- необходимость снижения всех видов затрат, связанных с осуществлением процедуры адаптации;
- снижение уровня текучести кадров и закрепление в организации квалифицированных сотрудников;
- необходимость формирования мотивации сотрудников на эффективную работу, максимальную отдачу; повышение степени их лояльности и управляемости;
- потребность в сплочении коллектива, формирование хорошего психологического климата, включение адаптанта в жизнь коллектива.
Таким образом, адаптацию персонала необходимо рассматривать как многоуровневый процесс, что означает, приспособление работника к любым изменениям в организации, независимо от того, впервые он приступает к работе данной организации или работает в ней какое-то время.
1.2 Виды адаптации
Существует несколько основных критериев, позволяющих определить классификацию адаптации (см. табл. 1).
Структура трудовой адаптации представляет собой сочетание экономической, организационно-административной, социально-психологической, психофизиологической, профессиональной и санитарно-гигиенической адаптации .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Верна В. В., Особенности применения кадровых технологий работы с молодыми специалистами на рынке труда: опыт российских компаний // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2017. — № 3. — С. 66-70
2) Дейнека А. В., Управление персоналом организации [Электронный ресурс]. — Москва : Дашков и К, 2017. — 288 с.
3) Демешко М. А., Проблемы адаптации персонала в коммерческих организациях // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 3. — С. 98-110
4) Кибанов А. Я., Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 301 с.
5) Крымов А., Корпоративная культура - инструмент управления компанией // Справочник по управлению персоналом. — 2015. — № 10 (октябрь). — С. 20-27
6) Ляук Е., Адаптация сотрудников: инструмент преодоления стресса // Справочник по управлению персоналом. — 2015. — № 5 (май). — С. 83-86
7) Мальцева С., Адаптация сотрудников без опыта работы // Справочник по управлению персоналом. — 2015. — № 4 (апрель). — С. 75-81
8) Мамонов Е. А., Подбор, адаптация, обучение и мотивация торгового персонала: распространенные ошибки и решения // Кадры предприятия. — 2016. — № 3. — С. 54-63.
9) Мамонов Е. А., Адаптация на предприятии. От принципов к практике // Кадры предприятия. — 2016. — № 6. — С. 59-68
10) Мамонов Е. А., Как разрабатывать тесты для оценки персонала // Кадры предприятия. — 2017. — № 6. — С. 43-52
11) Мамонов Е., HR на новом месте. Адаптация // Служба кадров и персонал. — 2015. — № 3. — С. 57-64.
12) Масколенко Л. В., Процесс управления адаптацией новичка // Социальная работа. — 2016. — № 5. — С. 23-24
13) Менять не изменяя, адаптировать, не меняя суть // Справочник по управлению персоналом. — 2015. — № 6 (июнь). — С. 10-14
14) Папанова Н. Е., Технологии построения и развития профессиональной карьеры персонала // Кадры предприятия. — 2020. — № 1. — С. 38-54.
15) Папонова Н. Е., Адаптация персонала в компании // Кадры предприятия. — 2017. — № 2. — С. 57-69.
16) Папонова Н. Е., Кадровое делопроизводство в функциях линейных менеджеров при подборе и адаптации персонала // Кадры предприятия. — 2017. — № 3. — С. 58-65.
17) Папонова Н. Е., HR-директор: система управления персоналом в компании // Кадры предприятия. — 2017. — № 7. — С. 62-76.
18) Подбираем кандидата, адаптируем сотрудника // Справочник по управлению персоналом. — 2015. — № 2 (февраль). — С. 119-123.
19) Прошина А. Н., Адаптация персонала в российских организациях: социально-управленческий анализ. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 122, [1] с
20) Репина Е., Спиральная динамика в управлении персоналом // Справочник по управлению персоналом. — 2015. — № 2 (февраль). — С. 80-84.
21) Ряковский С. М., Пять ситуаций, когда необходимо обучение // Справочник кадровика. — 2016. — № 8. — С. 139-143.
22) Субочев Н. С., Цифровые инструменты управления адаптацией персонала в современных организациях // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 3. — С. 260-266
23) Чернышева Е., Очень сложно из «верблюда» сделать «носорога» // Управление персоналом. — 2016. — № 16 (380). — С. 53-60